на главную карта сайта обратная связь
 
Лугансктепловоз
неофициальный сайт
Новости завода

Идущий на горизонт

Есть люди, с которых начинаются легенды. Вот живет человек, и сколько ему лет - даже предположить затрудняешься. Жил он до меня, до моих родителей, кажется, и до бабушки с дедушкой. Так сколько он прожил? Это - не математическая задача. И решается, в общем, легко - можно подойти и поинтересоваться. Только ощущение давности, можно сказать незыблемости, не исчезает. Почему? Смысл здесь не в количестве прожитого, а в сделанном за эти годы. Именно дела человеческие придают ему, разумному, эту величественность вечности.

Кто ж спорит: человеку дается одна жизнь! А как ее прожить - честно или бесчестно, красочно или бесцветно - решать ему самому. И все равно какое решение он примет, судьба будет сталкивать со всякими своими проявлениями. В каждом заложены крупинки счастья, горя, таланта, лени… Что выбрать, по какой дороге пойти? Нелегки вопросы. А кто сказал, что легкая сама жизнь?

Но, может быть, вернемся к очередной легенде? Евгений Гудковский рожден в тяжелом 1917-м. Только кто даст ему его 84?! Живые голубые глаза скрадывают возраст молодецкой бойкостью и удивительной решительностью.

- Рос я в простой семье: отец - слесарь, мама домохозяйка, брат да сестра, - с удовольствием вспоминает былое Евгений Петрович. - Жили в тяжелых условиях, но упорно работали и не унывали. Из воспоминаний о детстве особенно запомнилось одно: когда проходила очередная партийная чистка, а отец в то время был коммунистом, у мамы на всякий случай был готов узелок с сухарями. В уголке хранился. Мало ли что?

В семье Гудковских в каждого ребенка традиционно вкладывались упорство и настойчивость, чтобы беда не застала беспомощным.

- В роду шахтеров у нас не было. И сам я не стремился получить эту профессию. Хотел стать авиатором. В Рубежном закончил курсы планириста и думал продолжить обучение, но в авиационном ВУЗе - высокие требования ко всему. Я со своим здоровьем не смог пройти комиссию. Друзья стали агитировать в лисичанский горный техникум. Так по воле случая стал маркшейдером. С самого начала учебы нас закрепили за шахтами, где мы работали по выходным, делали съемки, чертили карты-схемы. Здесь нас научили чувствовать ответственность. Маркшейдер это тот же сапер. Только не за свою, а за чужие жизни отвечает. И, если что, нести тяжесть за ошибку до конца дней своих придется…

В студенческие годы Гудковский не только приобрел профессиональные навыки, а нашел свою “вторую половинку”. Как принято: надежная пристань, любимая работа - то, на чем покоится человеческое счастье. Но 1941 не выдался счастливым. Война не щадила никого и ничего.

- Как только получил диплом - расписались с Евдокией Елизаровной. И тут же направили меня на ровеньковскую шахту. Когда немцы были на подходе, шахту приказали взорвать, а шахтеров мобилизовали на фронт. И назначили меня политруком саперной роты…

Война, старуха злая, оставляла после себя искалеченные судьбы, взорванные шахты. И семью Гудковских не обошла стороной… Лишь 1943 принес долгожданное освобождение от немецких оккупантов. Все силы брошены на восстановление народного хозяйства и помощь армии. По мере отступления немцев начинается реконструкция шахт. Поэтому всех специалистов угольной промышленности из армии отзывали и “бросили на Восток”. Евгений Петрович по распределению попал в Копейск Челябинской области. Пройдет еще несколько месяцев, и он вернется в Лисичанск к жене и дочери.

- В город, где учился и женился, я вернулся в декабре 1943. Пошел на работу в трест “Лисичанскуголь”. Назначили помощником главного маркшейдера треста. Здесь, не закончив восстановление шахты, мы начинаем добывать уголь. Да еще мне приходит в голову мысль о выработке угля из-под железнодорожного полотна. Рискнул предложить свой проект: добывать уголь из предохранительного целика ж/д МПС! Внести идею - это самое легкое. А я всегда борюсь за ее осуществление.

Теперь осталось представить стоимость возможной “промашки”, когда “в те времена далекие, теперь почти былинные, когда срока огромные брели в этапы длинные…” По военному времени в случае неудачи “с железной дорогой” узелком с сухарями можно было запросто не отделаться. Как там у того же Высоцкого: “Рука упала в пропасть со странным звуком “Пли!” и залп мне выдал пропуск в ту сторону земли…”?

Но всю жизнь Евгений Петрович посвятил борьбе за свои идеи. Принцип! Нравится, видно, человеку отстаивать собственную точку зрения и делом своей чести считать “наставить” других на путь истинный, если чувствуешь: я - прав! В служебные обязанности маркшейдера входит ведение горных пород и контроль угольных складов? Так за наличием угля следил, а оно очень часто не совпадало с цифрами намеченными в пятилетнем плане. А он, как известно, закон, который ни корректировке, ни обсуждению не подлежит!

- Вот и просили меня не раз, чтобы поставил свою подпись под вымышленными данными. Я не соглашался этого делать. За что и остался без работы…

Но талант, как и красоту, никуда не спрячешь. Угольная промышленность не отпустила Гудковского. С 1954 работает главным маркшейдером всего лисичанского треста.

- Наш рабочий день длился в те времена до тех пор, пока управляющий трестом домой не уходил. Традиция была такая, основанная еще Сталиным, который предпочитал работать по ночам и иметь под рукой всех необходимых помощников. Сидит в своем кабинете начальник до 21.00 - и подчиненные на своих местах, до двух ночи - и мы никуда не уходим. Кто в шахматы играл или книги читал, чтобы скоротать время. А я со своим другом-геологом С.В. Тереховым в архиве копались. Пересматривали карты, сверяли данные. Так и обнаружили несоответствие между показателями пробных замеров геологического отчета.

Эта зацепка вывела Терехова и Гудковского на пласт угля двухметровой мощности, который разрабатывают до сих пор. Хотя геологи углеразведки долго не хотели признавать их открытие. Потому как не может быть, чтобы они не были правы. Не было такого за всю историю! Даже если можно реально приехать и пласт померить обыкновенной рулеткой.

-Ну правы вы, правы… - скажут с глазу на глаз. - Есть здесь два метра!

Предыдущие статьи сайта
События Луганска
Неофициальный сайт ХК "ЛуганскТепловоз":
тепловозы, электровозы, электропоезда, пассажирские и грузовые вагоны, паровозы
Карта сайта
Письма админу сайта пишите на andsale@hotmail.com