на главную карта сайта обратная связь
 
Лугансктепловоз
неофициальный сайт
Новости завода

Учиться, а не мучиться

Вот и закончились первые школьные каникулы, и детвора (а с ними их родители, дедушки и бабушки - как полагается!) вновь приступили к занятиям в условиях школьной реформы. За первый семестр педагоги и школьники успели понюхать нового “пороху”, а сотрудники управлений образования выслушать диаметрально противоположные точки зрения относительно внедряемых нововведений.

К сожалению, позиция руководителей системы образования, директоров школ широкому кругу населения почти не известна, и складывается впечатление, что проблемы, касающиеся сотни тысяч семей луганчан, остаётся как-то на заднем плане. А ведь от того, как пойдёт школьная реформа, во многом зависит будущее нашего государства. И это не высокие слова, ибо любому мало-мальски мыслящему человеку ясно - школа была, есть и будет основой в воспитании гражданина в самом широком смысле слова. Пока же проблема во многом свелась к системе выставления оценок по 12-бальной шкале. И как бы нам не хотелось, чтобы луганские дети не почувствовали новых трудностей, этого не произошло.

Как ни разъяснял министр образования в своих многочисленных интервью, что нельзя занижать оценки и 12 можно ставить по любому предмету, мнение “как бы чего не вышло” во многих школах преобладало. За примерами далеко ходить не надо - посмотрите в табели своих детей и внуков, детей друзей и вы увидите, что абсолютное большинство детей получили оценки худшие, чем ранее. Может быть, это не проблема? Да, для взрослого человека, знающего, что оценка в табеле - далеко не всегда критерий знаний, это может проблемой и не быть. Но для ребёнка, особенно в подростковом возрасте, такой некорректный подход оставляет психологическую травму и отбивает охоту учиться.

И что, наши чиновники от образования забили тревогу? Провели научно-практические конференции, семинары, стали выступать в СМИ? Ничуть не бывало! Они ждали инструкций из Киева, которые попали в школы только в середине ноября, но преодолеть стереотип первых месяцев во многих школах так и не удалось. Не стала проблема реформы школы и темой #1 для обсуждения на заседаниях исполнительных органов власти. Конечно, к зиме готовиться нужно было, но и то, что за четыре учебных месяца проблема школьной реформы в газете “Жизнь Луганска” поднималась лишь однажды, говорит о том, что руководство города, по-видимому, эту тему важной не считает. Ведь её первые результаты будут только через 5-10 лет, а то и позже. Это ведь не прорванная канализация или разбитая дорога!

Думаю, здесь совершается стратегическая ошибка. И дело не в том, что и учителя и родители учеников - это избиратели, о которых власть всегда должна помнить, а в том, что должна быть долговременная программа, какой мы хотим видеть школу не вообще, а в своём, конкретном регионе. Это не даст в ближайшее время политических дивидендов, но нельзя же всё мерить сегодняшним днём! Пройдёт совсем немного времени, и произойдёт бюджетная реформа, органы самоуправления получат гораздо больше самостоятельности. Но тогда на Киев кивать не получится…

Сегодня необходимо также изменять в общественном сознании отношение к педагогу. Общество должно понять, что лучше отказаться от чего-то, но не экономить на учителе, который формирует завтрашний день этого общества. И депутатам Верховной Рады надо не политическими скандалами увлекаться, а внимательно относиться к этой проблеме. Учителю наконец-то должна быть установлена соответствующая зарплата, надбавки. Ведь они должны проверять каждую письменную работу ребят, а это огромнейший труд. По-другому должно оцениваться классное руководство и работа во вне учебное время. Школа должна снова стать центром общественной жизни.

Уже сегодня местная власть способна решать многие вопросы более качественно. Необходимо существенно улучшить информированность учителей, и уже в бюджете 2001 года предусмотреть на это средства. Школы должны быть полностью обеспечены подпиской (и не в одном экземпляре!) на областную и республиканскую печать. Чтобы быть в курсе новостей, уметь донести информацию до детей, учитель не должен из своей маленькой зарплаты тратить 5-10 гривен в неделю “на газеты”, а получить возможность иметь их в школе. И депутатам местных советов было бы не лишним стоимость подписки (а почта и газеты могли бы сделать её льготной) внести в бюджет отдельной строкой. Вот это был бы конкретный шаг!

По-видимому, уже сегодня, не дожидаясь указаний из Киева, следует думать - что такое профильная школа в полном объёме. Ведь в Луганске масса положительных примеров - специализированные школы иностранных языков и украинская гимназия, правовой, военный лицеи и лицей иностранных языков. А также много других интересных форм работы. И опять - нужна концепция развития и поддержки таких заведений, и, в первую очередь, развития их материально-технической базы.

Взять, к примеру, лицей иностранных языков. Разве депутаты Луганского горсовета и городской голова не знают, что там просто тесно? Или, может быть, есть стратегия развития подобных учебных заведений? А ведь во многих странах в подобные заведения дети приходят уже после 5-6 класса, и это себя оправдывает. Но у нас как-то об этом не задумываются. Общество должно стремиться к тому, чтобы каждый выпускник (и это не должно быть только преимущественным правом мальчишек!) как минимум получил права водителя, овладел компьютером на уровне пользователя, в совершенстве знал украинский, русский и прилично хотя бы один иностранный язык. Именно в такой школе должны учиться наши дети! Конечно, программы в такой школе должны быть построены на принципе диалога, развивающих учебников.

И здесь мнение как учителей школ, специалистов по образованию, так и родителей должно выноситься на широкое обсуждение. Потому что, не решив проблему образованию (и это снова - не высокие слова) мы по-прежнему будем мучиться со многими экономическими проблемами, так как не получим людей, способных их грамотно решать. А ведь за проблемой школьного образования стоит реформирование высшей школы, поэтому мнение специалистов в этом вопросе также крайне важно. Ни одной стране ещё не удавалось уйти в экономический отрыв, не изменив качественно систему подготовки специалистов. Таковы законы диалектики. Так зачем же изобретать велосипед? У нас достаточно квалифицированных специалистов. Им надо только помочь самореализоваться. Иначе можно заговорить и эту реформу.

Пока это так и происходит…

Предыдущие статьи сайта
События Луганска
Неофициальный сайт ХК "ЛуганскТепловоз":
тепловозы, электровозы, электропоезда, пассажирские и грузовые вагоны, паровозы
Карта сайта